«Он лежит на диване и тупит в телефон». Учитель Лариса Артемова — о том, как детям отдыхать на каникулах

93

Почему бездельничать иногда полезно, а учиться все лето вовсе необязательно

«Он лежит на диване и тупит в телефон». Учитель Лариса Артемова — о том, как детям отдыхать на каникулах

Фото: Unsplash

У родителей душа не на месте, когда в каникулы ребенок ничем не занят. «Ты впустую тратишь время», «надо освоить список литературы», «нельзя столько сидеть в телефоне» — вот что слышат подростки, которые устали от школы. Почему детям важно отдохнуть летом, как родителям избавиться от чувства вины и как помогают аудиокниги, «Правмиру» рассказала учитель Филипповской школы и школы «Наукоград» Лариса Артемова.

— Почему родителям так важно, чтобы ребенок был все время чем-то занят, даже в каникулы?

— Я сама недавно удивилась этому, даже расстроилась слегка, понимая, что детство быстро кончается, как и каникулы. 

Думаю, что родители переживают по нескольким причинам. Первая — сейчас очень много действительно интересных возможностей, которых раньше не было, и взрослым кажется, что все то время, пока дети ничего не делают, они эти возможности упускают. А поскольку их бесконечно много, то можно переживать все время. И родители попали в такую ловушку.

Понятно, что как раз хорошие, заботливые матери (и отцы) переживают по этому поводу. Но мы можем, действительно, быть неправы в этой ситуации.

Во-первых, нельзя всего объять, а во-вторых, есть еще те самые возможности, которые предоставляет человеку пребывание наедине с собой. Потому что, как правило, никто не лежит просто так. У него в голове, в душе наверняка что-то происходит. 

Дети о чем-то думают, что-то вспоминают, о чем-то мечтают. Это очень часто связано с какими-то конкретными людьми, которых нет рядом. Это могут быть друзья и воспоминания о том, где они были и о чем говорили, какие-то влюбленности. И когда ты человека дергаешь в этот момент, он может очень переживать. А нам кажется, что он просто упускает возможности.

И вторая, более узкая причина — это те самые списки литературы на лето, которые дети от нас (учителей словесности) получают в школе. Некоторым детям физически тяжело читать. И это может быть связано с самыми разными причинами. С тем, как у них сформирован этот навык, как у них в принципе устроена нервная система, с их зрением, с какими-то подростковыми физиологическими процессами.

И в таком случае можно начинать с аудиокниг — текст все равно воспринимается, он никуда не теряется. Но этот физический аспект преодолевается, и потом человек, прослушав какое-то количество аудиокниг, может начать читать. Это действительно так. 

Некоторые мои ученики после прослушивания аудиокниг начали более интенсивно читать и хорошо работать с обычной книгой. 

Просто у нас есть какие-то стереотипы, и хочется увидеть ребенка с книгой в руках, это пасторальная картинка.

Но ради этого, безусловно, не стоит портить нервы ни себе, ни ребенку.

— Не захочет ли ребенок все время идти по легкому пути и не читать, а слушать?

— Во-первых, это не такой легкий путь. Во-вторых, это, как правило, приводит к тому, что дети начинают читать. Потому что ребенок привыкает к качественному объемному тексту, происходит развитие, когда он слушает серьезные взрослые тексты в исполнении хороших артистов. Он эмоционально откликается, начинается работа воображения. Появляются какие-то вопросы, и начинается внутренний диалог с самим собой.

После этого становится уже не так важно, читает он или слушает, ему не так страшно уже преодолеть эту техническую сторону, потому что навык все равно нарабатывается.

Читайте вслух и делите книги на порции

— Нужно ли заставлять ребенка прочитать все книги по списку?

— Это зависит от позиции преподавателя. Мы, как правило, выделяем самые объемные произведения, которые тяжело будет прочитать во время учебного года, поэтому это лучше сделать летом.

Кто-то, может быть, более жестко требует, чтобы именно за лето было прочитано все, что было в списке, но мне кажется, это не очень разумное требование со стороны учителя.

— Родители должны вмешиваться в процесс и контролировать?

— У родителей (и у меня так бывало) — две крайности. С одной стороны, мы часто детей заставляем и ими руководим, а с другой стороны, решив, что дети должны быть самостоятельными — оставляем их наедине с задачей, которую они не могут решить. 

Наверное, оптимальной стратегией было бы предлагать помощь. То есть задать вопросы: о чем вы договаривались с преподавателем, надо ли прочесть все по списку полностью, с чего ты начнешь, за что ты боишься браться. И предложить помощь: по каким пунктам списка тебе подобрать аудиокниги, может быть, тебе вслух немного почитать, чтобы начать, войти в книгу. И так далее. 

И это приводит как раз к самостоятельности, потому что человек начинает понимать, как и что делается, и потом уже делает сам. А если он не знает, с чего начать, то просто не берется. 

— Что делать, если ребенок категорически не хочет читать летом?

— Совершенно точно не нужно заставлять. В школе, безусловно, как-то разберутся. 

Вопрос в другом — надо просто представить себе последствия и обсудить их с ребенком. Что будет, если ты не прочтешь? Насколько он готов иметь дело с этими последствиями. 

Поговорить с ним о том, что, может быть, там попадется что-то очень интересное, предложить почитать вслух. Можно просто помочь разделить на части закладками и читать порциями, чтобы был обозримый объем. Потому что он смотрит на толстую книгу, и ему кажется, что он не сможет с ней справиться.

Мне кажется самым странным, что родители удивляются: «Почему он не хочет». По множеству причин он может не хотеть читать. Например, очень строгий учитель, и кажется, что ты это делаешь из-под палки, или огромная по объему программа. Если есть необходимость, можно что-то делать и нехотя, тогда надо думать не почему он не хочет, а как сделать более приятным вход в этот процесс. Это надо решать индивидуально.

«Сам сидит в компьютере, а мне не дает»

— Почему то, что ребенок не хочет читать, много сидит в телефоне, родители часто воспринимают как собственный провал, педагогическую неудачу?

— Когда родители общаются, они крайне редко рассказывают о проблемах своих детей. Приятнее говорить о достижениях. И многие начинают сравнивать именно положительные аспекты и не думать при этом, какие у других детей проблемы. И начинает казаться, что ты плохая мать, а все остальные — хорошие.

На самом деле у всех есть и достижения, и проблемы. Просто о каких-то вещах родители говорят или пишут, а о чем-то умалчивают. 

Сравнение — это большое искушение и, как правило, большая ошибка. Потому что у каждого есть свой путь. Человек, который в учебном смысле довольно медленно двигался, может вдруг затеять какие-то невероятные проекты и с успехом их реализовать.

О чем действительно надо беспокоиться родителям, так это о том, есть ли настоящий контакт и понимание, не реализует ли родитель свои амбиции через ребенка, не закладывает ли какие-то будущие очень серьезные проблемы своим давлением. 

— Как родителям преодолеть чувство вины и оставить ребенка в покое?

— Дело не в том, чтобы оставить его в покое. Просто попытаться понять, что он чувствует в этот момент, почему он лежит, что он делает в телефоне, что там такое, почему ему там так хорошо. 

Можно транслировать свои переживания, только спокойно и в какие-то моменты, когда все нормально. Рассказать ему, что когда он сидит в телефоне, то кажется, что это вредит его здоровью, осанке, глазам. Или поделиться опасением, что потом он будет жалеть о потерянном времени. Но самое главное — услышать ответ, услышать, что же скажет ребенок. 

Он, скорее всего, что-то скажет, если отношения с ним не совсем испорчены. Возможно, он построил готический собор в «Майнкрафте», или там все его друзья, по которым он скучает, и он переписывается с ними, потому что их сейчас нет рядом, или он всех обыгрывал в какую-то игру. Он восполняет то, чего ему недостает в реальности.

Мы же, как правило, не знаем, что он там делает. А дети точно так же не знают, чем заняты родители, и думают: «Сам сидит в компьютере, а мне не дает».

Когда дети знают, чем занимаются родители, как зарабатывают, что делают на работе, гораздо легче достичь взаимопонимания.

— Родителей часто раздражает, что ребенок лежит на диване и не помогает по дому. Как быть в такой ситуации?

— Ребенок не обязан сам догадаться. Очень часто родители считают, что ребенок должен сам понять, что нужно помыть посуду или вынести мусор.

Ему обычно достаточно одной фразы — отнеси туда-то, помой посуду, вынеси мусор. Дети без проблем это делают, если только это не приказ, а просьба — нормальная просьба с целью облегчить себе хозяйственную жизнь. Иногда бывает, что дети забывают, можно напомнить. Но ни в коем случае не нужно на них обижаться, если они не догадались что-то сделать. Они вырастут и будут отвечать сами за свое хозяйство.

— Как именно нужно отдыхать школьнику? Можно позволить ему проваляться три месяца на диване?

— Мне кажется, надо дать человеку полежать какое-то довольно долгое время, если ему это нужно. Он сам встанет.

Очень важно, если есть возможность, чтобы была какая-то компания друзей. Это лето довольно сложное, потому что многие лагеря не работают, какие-то проекты отменились. Но важно, чтобы рядом были один-два друга.

В идеале нужно общение с животными и природой. То же самое лежание на диване на веранде за городом или сидение на качелях лучше, чем лежание в квартире. Лучше, если есть возможность, переехать туда, где любая деятельность будет на воздухе.

Дети умеют себя занять, оставьте выбор за ними

— Чтение — это отдых или нет?

— Это зависит от того, как сформирован навык. И родители часто не могут на это повлиять. 

Навык чтения формируется в зависимости от самых разных причин. Это может быть какая-то нейропсихологическая проблема, например. Все что угодно может тормозить этот навык. Пока он технически создает проблему, чтение будет для ребенка не отдыхом и удовольствием, а работой. 

Пока это работа, нужна или внутренняя сильная мотивация, или добавление внешней. Можно и покупать мороженое за прочитанные страницы, если это очень трудно дается, но во время формирования навыка нужно все время проговаривать, что так не будет всегда. И отдельно помогать получить удовольствие от текста с помощью чтения вслух, аудиоспектакля, рассматривания иллюстраций. Это довольно рискованный путь, но иногда может сработать. И ребенок увидит, что родитель понимает, что ему трудно.

В этом плане аудиокниги позволяют развиваться, даже когда навык еще не созрел.

И это совершенно точно не должно влиять на самооценку матери.

То, насколько быстро и хорошо читает твой ребенок, не связано с тем, какая ты мать.

— Может быть, родители сами не умеют отдыхать, поэтому не дают расслабиться детям?

— Конечно, это довольно часто бывает. Часто родители думают — день прошел впустую, ничего не сделано. Естественно, когда ты взрослый и знаешь цену времени, такое может быть, человек все время корит себя за бездарно прожитые дни.

— Надо детям подавать пример — как правильно отдыхать?

— Иногда дети делают наоборот. Не стоит рассчитывать, что если ты прямо сейчас вскочишь и пойдешь играть в бадминтон, то обязательно прибегут дети и тоже начнут играть.

И надо соблюдать границы (многим это очень трудно дается), не надо осчастливливать насильно. Потому что, как только ты начинаешь так делать, надо себя представить на месте этого человека. Что он чувствует? Кто-то боится воды, а его начинают заставлять плавать, или ведут любоваться панорамными красотами, а у человека боязнь высоты.

— Могут ли дети сами себя занимать три месяца подряд самостоятельно или без помощи взрослых не обойтись?

— Я таких детей, которые не знают, чем занять свой день, знаю немного. Надо доверять детям, они умеют занять свое свободное время. Это не бессмысленно для них проходит. Они думают, они общаются, они что-то пишут, рисуют, смотрят. Они что-то читают, мы просто не всегда об этом знаем. 

Мне помогал вопрос: «Какие планы на день?» Можно что-то свое предложить, но это время потому и называется свободным, что право выбора остается за каждым из нас.

«Он лежит на диване и тупит в телефон». Учитель Лариса Артемова — о том, как детям отдыхать на каникулах

Источник

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.