Site icon Все о психологии

Психотерапия: «перепрошивка» мозга

«Как это работает?», «А поможет ли мне разговор?», «Не проще ли посоветоваться с подругой?»… Не понимая принципов работы психотерапевта, мы порой заблуждаемся и лишаем себя квалифицированной помощи. Как можно «перепрошить» свой мозг в терапевтических отношениях и почему это приводит к позитивным изменениям в жизни?

Люди приходят на психотерапию, чтобы почувствовать себя лучше, но часто не знают, как именно она работает. Некоторые сомневаются, что разговор со специалистом может помочь. Многие обсуждают свои проблемы с друзьями, чтобы найти практические решения.

И хотя в психотерапии решение проблем тоже не редкость, чаще всего изменения происходят на гораздо более глубоком, бессознательном уровне. Этот процесс связан с особенностями устройства мозга, и его непросто воспроизвести за пределами отношений с профессионалом в этой области.

Мозг постоянно развивается. Те, кто в детстве пережившил болезненный опыт общения, научаются ожидать боли и в будущем. И тогда требуется новый тип отношений — например, терапевтических, — чтобы «переучить» мозг.

Почему терапевт не может просто сказать мне, что делать? 

Чтобы понять, почему терапевтические отношения так ценны и их не может заменить совет из книги по самопомощи, необходимо чуть подробнее поговорить о развитии человеческого мозга.

Грубо говоря, он состоит из трех частей, представляющих различные фазы развития.

Рептильный мозг развивается самым первым и отвечает за автоматический контроль таких жизненно важных функций, как дыхание.Лимбический мозг развивается следующим и отвечает за регуляцию эмоций и поведения.Самая молодая часть мозга, неокортекс, отвечает за функции более высокого порядка — символическое мышление, язык, логику.

Когда человек просит терапевта или друга сказать ему, что делать, он ищет решение на уровне неокортекса — нечто рациональное и осознанно реализуемое.

Однако часто проблемы людей — это результат болезненного опыта, пережитого в ранних отношениях и изменившего лимбический мозг, и только новый тип отношений может повлиять на лимбический мозг таким образом, чтобы человек испытывал меньше негативных эмоций и больше положительных.

Когда возникают проблемы с эмоциями 

Эмоции нужны, чтобы помочь нам выжить в мире, где мы зависим от других людей. Со временем лимбический мозг эволюционировал до автоматического создания таких эмоций, как злость и грусть, которые помогают нам ориентироваться в социуме.

Когда кто-то поступает с нами плохо, мы эволюционно запрограммированы злиться, чтобы попытаться изменить поведение этого человека. Когда нас отвергают, мы грустим, переживая потерю того, что мы хотели получить от другого, и двигаемся дальше.

Однако в детстве, когда наше выживание особенно зависит от окружающих, их реакции (в частности, родительские) на наши эмоции или помогают нам в дальнейшем нормально адаптироваться в социуме, или вырабатывают болезненные реакции.

Например, если ребенок злится на несправедливое обращение и его наказывают за это, со временем он начинает бессознательно связывать выражение злости с болью. И когда происходит что-то несправедливое, такой человек вместо злости будет чувствовать тревогу из-за своей злости, поскольку у своего окружения он научился тому, что злость приносит боль, а не помогает защитить себя.

Лимбическая система пытается предотвратить еще большую эмоциональную боль от наказания, но человек платит за это постоянной тревогой. Это становится особенно проблематичным, когда люди вступают в новые отношения (дружбу, романтические отношения), в которых открытое выражение злости возможно, но ранний опыт заставляет человека сдерживать злость и переживать тревогу.

Как психотерапия «перепрошивает» мозг 

Психотерапевтические отношения дают человеку возможность переучить лимбическую систему — разорвать связь между ожиданием негативной реакции и выражением определенных эмоций, снизить тревогу и бессознательное подавление эмоций, запрограммированное ранним опытом.

Терапевтические отношения работают таким образом отчасти потому, что воссоздают тип отношений, в которых человек впервые был вынужден подавлять свои эмоции, те, в которых удовлетворение потребностей одного человека зависит от другого.

Перед психотерапевтом, как и перед родителем, стоит сложная задача — удовлетворить потребности другого человека. Эта задача усложняется тем, что многие люди приходят на терапию с ожиданием получить рациональное решение своей проблемы, тогда как такого решения часто не существует.

Терапия предоставляет уникальную возможность получить новый опыт благодаря тому, как терапевт реагирует на чувства, возникающие в процессе терапии, — разочарование, злость, грусть.

Вместо того чтобы наказывать человека за эти эмоции, как его наказывали в детстве, терапевт нормализует их и предлагает исследовать. Это помогает научить лимбическую систему перестать связывать выражение этих эмоций с наказанием. Когда такое происходит на бессознательном уровне, человеку становится легче выносить и выражать переживания.

Благополучие во взрослом возрасте 

Изменения в отношении к своим эмоциям приводит к снижению тревоги, поскольку человек перестает подавлять свои естественные эмоциональные импульсы.

Но терапия приводит не только к облегчению симптомов. Восстанавливается естественная способность конструктивно использовать свои эмоции по их изначальному назначению — для ориентации в социуме.

Сложно быть счастливым, если вы не можете сказать партнеру, что он обидел вас или что вы в чем-то нуждаетесь. Общение с ним может сильно отличаться от ваших ранних отношений, но из-за прошлого опыта вы все равно можете ощущать, что выражение чувств и озвучивание потребностей небезопасно.

Успешная терапия помогает восстановить эмоциональную гибкость и расширить выбор реакций в контактах с другими людьми. Исследования доказывают, что у тех, кто прошел терапию, отмечается меньшая активность в зонах мозга, ответственных за появление негативных эмоций.

Получается, что разговор все-таки может помочь, если вы разговариваете с профессиональным психотерапевтом, способным на сострадание.

Источник

Exit mobile version